Опубликовано 09.12.2024 в 19:29
УДК: 159.9.072.432
В статье рассматриваются возможности использования чат-ботов, основанных на искусственном интеллекте, в качестве инструмента психологической поддержки. Анализируются преимущества их анонимности и доступности, а также эффективность в лечении тревожных расстройств и депрессии. Обсуждаются существующие ограничения, такие как недостаток персонализации и эмпатии, подчеркивающие необходимость дальнейших исследований в этой области.
PSYCHOLOGY IN THE DIGITAL SPACE: USING CHATBOTS TO PROVIDE PSYCHOLOGICAL HELP
The article considers the possibilities of using chatbots based on artificial intelligence as a tool of psychological support. The advantages of their anonymity and accessibility as well as their effectiveness in treating anxiety disorders and depression are analyzed. Current limitations, such as lack of personalization and empathy, are discussed, highlighting the need for further research in this area.
Библиографический список
Библиографический список
1. Адамопоулу Э., Муссиадес Л. Обзор технологии чат-ботов // Приложения и инновации в области искусственного интеллекта. – 2020. – Т. 584, № 4. – С. 373–383.
2. Бот-психолог Ася: сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://getasya.ru/ (дата обращения: 15.07.2024).
3. Бот-помощник для подростков "Трудно подросткам": сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://t.me/trudno_podrostkam_bot (дата обращения: 20.07.2024).
4. Гасангулиева М. М., Байрамова В. Э. Технология искусственного интеллекта, используемая в цифровом управлении: чат-бот // ELS. – 2023. – № 11. – С. 305-311.
5. Кейджперс П., Стратен А., Андерсон Г. Управляемая Интернетом когнитивно-поведенческая терапия проблем со здоровьем: систематический обзор [Электронный ресурс] // Журнал поведенческой медицины: электронный журнал. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/5683544_Internetadministered_cognitive_behavior_therapy_for_health_problems_A_systematic_review (дата обращения: 18.07.2024).
6. Лея – виртуальный психолог: сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://leahelps.ru/ (дата обращения: 15.07.2024).
7. Лучинкина И. С., Римский В. Г. Эффективность техник терапии принятия и ответственности при коррекции уровня тревоги (с использованием психологического чат-бота) // VIII Международный форум ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии CBTFORUM: сборник научных статей. – 2022. – № 1. – С. 156–160.
8. Молли В. Эффективность чат-ботов на основе искусственного интеллекта в поддержке психического здоровья: систематический обзор [Электронный ресурс] // Журнал медицинского искусственного интеллекта: электронный журнал. – Режим доступа: https://journalpublication.wrcouncil.org/index.php/JHAM/article/view/10 (дата публикации: 17.07.2022).
9. Перспективы развития чат-ботов в банковском секторе: голосовой ИИ, прогнозирование поведения, анализ настроения [Электронный ресурс] // TalkBank News: сайт. – Режим доступа: https://business.talkbank.io/tpost/lp3s2ai1c1-perspektivi-razvitiya-chat-botov-v-banko (дата обращения: 18.07.2024)
10. Половнева М. В. Анализ развития и применения технологии чат-бот [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки. – 2018. – № 6 (36). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-i-primeneniya-tehnologii-chat-bot (дата обращения: 15.07.2024).
11. Рамеш К., Равишанкаран С., Джоши А., Чандрасекаран К. Обзор методов проектирования для диалоговых агентов // Информационные, коммуникационные и вычислительные технологии. – 2017. – Т. 750, № 6. – С. 336–350.
12. Робот-психотерапевт: как технологии заботятся о нашем ментальном здоровье [Электронный ресурс] // РБК Тренды: сайт. – Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/industry/63f32b339a7947d4b54ef6ed (дата обращения: 14.07.2024).
13. Роговец А. Ю., Суворова И. Ю., Приходько А. А. Чат-бот как способ поддержки жертв школьной травли // Современная зарубежная психология. – 2023. – Т. 12, № 3. – С. 103–114.
14. Сервис Zigmund.Online представил первого бота-психолога [Электронный ресурс] // Дзен: сайт. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZEuDG8OQ3zS9vmXY (дата обращения: 15.07.2024).
15. Следующее поколение: чат-боты в клинической психологии и психотерапии для укрепления психического здоровья [Электронный ресурс] // ResearchGate: сайт. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/335292370_The_Next_ Generation_Chatbots_in_Clinical_Psychology_and_Psychotherapy_to_Foster_Mental_Health_-_A_Scoping_Review (дата обращения: 16.07.2024).
16. Социальные сети и мессенджеры: вовлеченность и предпочтения [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Новости: сайт. – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/socialnye-seti-i-messendzhery-vovlechennost-i-predpochtenija (дата обращения: 19.07.2024).
17. Статистика Telegram (сентябрь 2024) [Электронный ресурс] // Инклиент: сайт. – Режим доступа: https://inclient.ru/telegram-stats/#telegram2 (дата обращения: 20.07.2024).
18. Учебник по обработке естественного языка [Электронный ресурс] // isolution: сайт. – Режим доступа: https://isolution.pro/ru/t/natural-language-processing?alias=ucebnik-po-obrabotke-estestvennogo-azyka (дата обращения: 21.07.2024).
19. Чат-боты – какими они бывают и почему за ними будущее онлайн-продаж [Электронный ресурс] // Neiros: сайт. – Режим доступа: https://neiros.ru/blog/dialogs/chat-boty-kakimi-oni-byvayut-i-pochemu-za-nimi-budushchee/?ysclid=lylz4hfigr982783311 (дата обращения: 20.07.2024).
Выходные данные статьи: Белова А. А. Психология в цифровом пространстве: использование чат-ботов для оказания психологической помощи [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2024. – №14. – Режим доступа: https://journal.mrsu.ru/arts/psixologiya-v-cifrovom-prostranstve-ispolzovanie-chat-botov-dlya-okazaniya-psixologicheskoj-pomoshhi