Опубликовано 17.11.2016 в 08:45
УДК: 159.9
В статье рассмотрено психологическое содержание понятий «самоидентификация» и «самопрезентация» личности в контексте подросткового возраста, а также некоторые психологические механизмы их нарушения. Описаны эмпирические данные сравнительного исследования особенностей самоидентификации и самопрезентации личности подростков, находящихся в трудной и благоприятной социально-психологической жизненной ситуации.
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SELF-IDENTITY AND SELF-PRESENTATION OF TEENAGERS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS
The article considers the psychological content of the concepts "self-identity" and "self-presentation" of personality in the context of adolescence and some psychological mechanisms of their violation. The results of a comparative study of self-identification and self-presentation of the personality of teenagers in difficult and favorable socio-psychological life situations are included.
Библиографический список
Библиографический список
1. Андреева Г. М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 288 с.
2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 420 с.
3. Данилова Е. Н. Социальные идентификации в трансформирующемся обществе. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / под ред. В. А. Ядова. – М.: Флинта, 2005. – С. 324–364.
4. Иванова Н. Л. Проблема психологического анализа социальной идентичности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2006. – 3(4). – С.91–109.
5. Климов И. А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России. – М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. – С. 54–81.
6. Михайлова Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. – М.: Речь, 2007. – 224 с.
7. Морозова Е. С. Деструктивная и «мнимая» идентичность детей, воспитывающихся в условиях интерната // Толерантность и проблема идентичности: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Ежегодник Российского (психологического общества). – Т. 9. Вып. 5. – Ижевск, 2002. – С 132–135.
8. Некрасова Н. А. Самопрезентация: сущность и основные характеристики // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 11. – С. 122.
9. Сандомирский М. Е., Хамитов Г. Е., Белгородский Л. С. Механизмы формирования девиантного поведения подростков и возрастная периодизация психического развития. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 123 с.
10. Семенова Л. Н. Технология самопрезентации / под ред. К. В. Киуру. – Челябинск: ЮУрГУ, 2005. – 54 с.
11. Сироткин С. Ф., Мельникова М. Л. Агрессивность, идентичность и проблема объекта // Толерантность и проблема идентичности: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Ежегодник Российского психологического общества). – Т. 9. Вып. 5. – Ижевск, 2002. – С. 93–97.
12. Солоед К. Разлука с матерью на первом году жизни: влияние на объектные отношения у детей // Московский психотерапевтический журнал. Специальный психоаналитический выпуск. – 2000. – № 4. – С. 70–94.
13. Стрельцова И. П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них. – Екатеринбург: Сократ, 2009. – 127 с.
14. Цайтлер В. И. Восприятие стереотипного образа благополучия и успешности и идентификация с ними подростков // Теория и практика современной психологии. – 2011. – № 3. – С. 25–29.
15. Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 69–78.
Выходные данные статьи: Морозова Н. Н., Яковлева В. П. Психологические особенности самоидентификации и самопрезентации личности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2016. – №21. – Режим доступа: https://journal.mrsu.ru/arts/psixologicheskie-osobennosti-samoidentifikacii-i-samoprezentacii-lichnosti-podrostkov-naxodyashhixsya-v-trudnoj-zhiznennoj-situacii