Опубликовано 04.11.2019 в 22:15
УДК: 316.4
В статье представлен обзор отечественных и зарубежных социологических исследований отказа от потребления в целом и от потребления алкоголя в частности. Делается вывод о том, что отказ от алкоголя анализируется как в индивидуальном, так и в коллективном измерениях, однако обращение к соответствующим практикам осуществляется посредством разных подходов.
ALCOHOL NON-CONSUMPTION IN THE SUBJECT FIELD OF SOCIOLOGICAL RESEARCHES IN RUSSIA AND ABROAD
The article provides a brief overview of domestic and foreign sociological studies of non-consumption in general and alcohol non-consumption in particular. It is concluded that the non-consumption of alcohol is analyzed in both individual and collective dimensions, however, the appeal to the relevant practices is carried out by different approaches.
Библиографический список
Библиографический список
1. Chatzidakis A., Lee M. S. Anti-Consumption as the Study of Reasons against // Journal of Macromarketing. – 2013. – Vol. 33. – no. 3. – P. 190–203. – Doi: 10.1177/0276146712462892.
2. Cherrier H. Anti-consumption discourses and consumer-resistant identities // Journal of Business Research. – 2009. – Vol. 62. – no. 2. – P. 181-190. – Doi: 10.1016/j.jbusres.2008.01.025.
3. Cherrier H., Gurrieri L. Anti-consumption Choices Performed in a Drinking Culture: Normative Struggles and Repairs // Journal of Macromarketing. – 2013. – Vol. 33. – no. 3. – P. 232–244. – Doi: 10.1177/0276146712467805.
4. Coombs R. H., Wellisch D. K., Fawzy F. I. Drinking Patterns and Problems among Female Children and Adolescents: A Comparison of Abstainers, Past Users, and Current Users // The American Journal of Drug and Alcohol Abuse. – 1985. – Vol. 11. – no. 3-4. – P. 315-348. – Doi: 10.3109/00952998509016869.
5. Edbring E. G., Lehner M., Mont O. Exploring Consumer Attitudes to Alternative Models of Consumption: Motivations and Barriers // Journal of Cleaner Production. – 2016. – Vol. 123. – P. 5-15. – Doi: 10.1016/j.jclepro.2015.10.107.
6. Fischer E. Special Session Summary Rhetorics of Resistance, Discourses of Discontent. In: Gilly M. C., Meyers-Levy J. (eds.). NA - Advances in Consumer Research. Valdosta: Association for Consumer Research, 2001. – Vol. 28 – P. 123-124.
7. Fournier S. Special Session Summary Consumer Resistance: Societal Motivations, Consumer Manifestations, and Implications in the Marketing Domain. In: Alba J. W., Hutchinson J. W. (eds.). NA - Advances in Consumer Research. Provo: Association for Consumer Research, 1998. – Vol. 25. – P. 88-90.
8. Fry M.-L. Discourses of Consumer's Alcohol Resistant Identities // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. – 2011. – Vol. 23. – no. 4. – P. 348-366. – Doi: 10.1080/10495142.2011.623506.
9. Graham K. Alcohol Abstention Among Older Adults: Reasons for Abstaining and Characteristics of Abstainers // Addiction Research. – 1998.– Vol. 6. – no. 6. – P. 473-487. – Doi: 10.3109/16066359809004366.
10. Hogg M. K., Banister E. N., Stephenson C. A. Mapping Symbolic (Anti-) Consumption // Journal of Business Research. – 2009. – Vol. 62. – no. 2. – P. 148-159. – Doi: 10.1016/j.jbusres.2008.01.022.
11. Iyer R., Muncy J. A. Purpose and Object of Anti-Consumption. // Journal of Business Research. – 2009.– Vol. 62. – no. 2 – P. 160-168. – Doi: 10.1016/j.jbusres.2008.01.023.
12. Kozinets R.V., Handelman J. M., Lee M. S. Don’t Read this; or, Who Cares What the Hell Anti‐Consumption is, Anyways? // Consumption Markets & Culture. – 2010. – Vol. 13. – no. 3. – P. 225-233. – Doi: 10.1080/10253861003786918.
13. Lee M. S. Anti-Consumption Research: Exploring the Boundaries of Consumption. In: Lees M. C., Davis T., Gregory G. (eds.). AP - Asia-Pacific Advances in Consumer Research. Sydney: Association for Consumer Research, 2006.– Vol. 7 – P. 73-74.
14. Lee M. S., Conroy D., Motion J. Brand Avoidance, Genetic Modification, and Brandlessness // Australasian Marketing Journal (AMJ). – 2012.– Vol. 20. – no. 4 – P. 297-302. – Doi: 10.1016/j.ausmj.2012.07.003.
15. Lee M. S., Conroy D., Motion J. Brand Avoidance: a Negative Promises Perspective. In: McGill A. L., Shavitt S. (eds.). Duluth Advances in Consumer Research. MN: Association for Consumer Research, 2009b. – Vol. 36 – P. 421-429.
16. Lee M. S., Fernandez K. V., Hyman M. R. Anti-Consumption: An Overview and Research Agenda // Journal of Business Research. – 2009a. – Vol. 62. – no. 2. – P. 145-147. – Doi: 10.1016/j.jbusres.2008.01.021.
17. Papaoikonomou E., Ryan G., Valverde M. Mapping Ethical Consumer Behavior: Integrating the Empirical Research and Identifying Future Directions // Ethics & Behavior. – 2011. – Vol. 21. – no. 3. – P. 197-221. – Doi: 10.1080/10508422.2011.570165.
18. Piacentini M. G., Banister E. N. Managing Anti-Consumption in an Excessive Drinking Culture // Journal of Business Research. – 2009. – Vol. 62. – no. 2. – P. 279-288. – Doi: 10.1016/j.jbusres.2008.01.035.
19. Portwood-Stacer L. Anti-Consumption as Tactical Resistance: Anarchists, Subculture, and Activist Strategy // Journal of Consumer Culture. – 2012.– Vol. 12. – no. 1. – P. 87–105. – Doi: 10.1177/1469540512442029.
20. Rush M. M. Method and Design in a Study of Sober Female Participants in Alcoholics Anonymous // Journal of Addictions Nursing. – 1996. – Vol. 8. – no. 4. – P. 116-120. – Doi: 10.3109/10884609609022221.
21. Shaw D., Newholm T. Voluntary Simplicity and the Ethics of Consumption // Psychology and Marketing. – 2002. – Vol. 19. – no. 2. – P. 167–185.
22. Stewart C., Koeske G., Pringle J. L. Religiosity as a Predictor of Successful Post-Treatment Abstinence for African-American Client // Journal of Social Work Practice in the Addictions. – 2008. – Vol. 7. – no. 4. – P. 75-92. – Doi: 10.1300/J160v07n04_05.
23. van Lettow B., de Vries H., Burdorf A. et al. Associations Between Abstainer, Moderate and Heavy Drinker Prototypes and Drinking Behavior in Young Adults // Psychology & Health. – 2013. – Vol. 28. – no. 12. – P. 1407-1423. – Doi: 10.1080/08870446.2013.821473.
24. Yeh M. Y., Che H. L., Wu S.M. An Ongoing Process: a Qualitative Study of How the Alcohol-Dependent Free Themselves of Addiction Through Progressive Abstinence // BMC Psychiatry. – 2009. – Vol. 9. – no. 76. – Doi: 10.1186/1471-244X-9-76.
25. Бачинин И. В. Обоснование антропологического содержания понятия «трезвость» // Вестник ПСТГУ. VI: Педагогика. Психология. – 2014. – Т. 34. – № 3. – С. 56-71.
26. Василовская Е. А. Антиконсюмеризм как феномен общества потребления: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11. – Красноярск: СФУ, 2017. – 132 с.
27. Горченко С. А. Трезвенничество как социальное явление: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. – М.: ИС РАН, 1992. – 130 с.
28. Жегусов Ю. И., Лыткин М. И. Трезвые села Якутии: первые успехи. Антиалкогольная политика Российской Федерации как средство обеспечения национальной безопасности // Материалы I всероссийской научно-практической конференции. Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова, 2018. – С. 183-187.
29. Зотова В. А. Механизмы формирования «коллективной трезвости» в российском селе: ценностно-ориентированный подход // Солидарность и конфликты в современном обществе. Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения. – СПб: Скифия-принт, 2018a. – С. 214-216.
30. Зотова В. А. Формирование «территорий трезвости» в сельских поселениях и поселках в контексте местного самоуправления: социологический анализ // Вестник российского государственного гуманитарного университета. – 2018б. – №4. – С. 118-127.
31. Информационно-поисковый тезаурус по социологии. – М.: ИНИОН РАН, 2018. – 446 с.
32. Позднякова М. Е., Заиграев Г. Г., Рыбакова Л. Н. и др. Потребление алкоголя в России. Социологический анализ. – М.: ИС РАН, 2011. – 102 с.
33. Позднякова М. Е., Романенко Л. М., Моисеева В. В. и др. Региональные особенности приобщения подростков к психоактивным веществам // Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция. – М.: Институт социологии РАН, 2005. – С. 17-57.
34. Радина Н. К., Ким (Шайдакова) Н. В. О психологии «наивного антиконсюмеризма» в молодежной среде // Вопросы психологии. – 2014. – №6. – С. 65-74.
35. Трезвенник // Словарь русского языка. 3-е изд. – М.: Русский язык, 1988. – Т. 4. – С. 403.
36. Трезвенник // Словарь современного русского литературного языка. – М. – Ленинград: изд-во АН СССР, 1963. – С. 867.
37. Трезвость. Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам. – ВОЗ: Женева, 1996. – С. 74.
38. Шурыгина И. И. Различия в потреблении алкоголя мужчинами и женщинами // Социологический журнал. – 1996. – С. 1–2. – С. 169-175.
39. Яковлева А. А. Потребительский ретретизм: альтернативный стиль жизни в обществе потребления // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2011. – Т. 14. – №5. – С. 192-201.
40. Ярзуткина А. А. Алкоголь в микросоциуме чукотского села: социальная репутация групп трезвости // Культура и цивилизация. – 2016. – Т. 6. – №6A. – С. 161-173.
Выходные данные статьи: Белова Ю. Ю. Отказ от потребления алкоголя в предметном поле социологических исследований в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2019. – №14. – Режим доступа: https://journal.mrsu.ru/arts/otkaz-ot-potrebleniya-alkogolya-v-predmetnom-pole-sociologicheskix-issledovanij-v-rossii-i-za-rubezhom