Опубликовано 20.04.2023 в 13:28
УДК: 070.16
В статье рассматриваются источники понятия «fake news», структурируются подходы к определению и классификации фейковых новостей. Автор рассматривает значение и этимологию термина «fake news», анализирует существующие научные подходы к изучению данного явления.
DEFINITION, SOURCES AND CLASSIFICATION OF THE CONCEPT OF FAKE NEWS
The article examines the sources of the concept of fake news and structures the approaches to its definition and classification. The author considers the meaning and origin of the term "fake news". The approaches to the study of this phenomenon are analyzed.
Библиографический список
Библиографический список
1. Большой словарь-справочник синонимов русского языка системы ASIS [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slova.zkir.ru/ (дата обращения: 03.03.2023).
2. В Общественной палате РФ обсудили распространение фейковой информации: Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://raec.ru/live/branch/10393/ (дата обращения: 07.04.2023).
3. Дорофеева В. В. Фейковые новости в современном медиапространстве // Вопросы теории и практики журналистики. – 2019. – Т. 8, № 4. – С. 774–786.
4. Жизнь в эпоху постправды [Электронный ресурс] // Pravda.ru: [сайт]. – М., 2020. – Режим доступа: https://www.pravda.ru/science/1473851-feik_seti/ (дата обращения: 03.01.2023).
5. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика. Спецкурс: учеб. пособие. – М.: ДиректМедиа, 2019. – 308 с.
6. Интервью с главой АНО «Диалог» Алексеем Гореславским [Электронный ресурс] // Реальное время: интернет-газета: [сайт]. – Казань, 2019. – Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/181671-intervyu-s-glavoy-ano-dialog-alekseem-goreslavskim (дата обращения: 03.03.2023).
7. Иссерс О. С. Медиафейки: между правдой и мистификацией // Коммуникативные исследования. Раздел II. Интернет-СМИ и новые медиа. – 2014. – № 2. – С. 112–123.
8. Исследование: число стран, использующих фейк-ньюс, увеличилось вдвое [Электронный ресурс] // Euronews: [сайт]. – Лион, 2019. – Режим доступа: https://ru.euronews.com/2019/09/26/fake-news-oxford-social-media (дата обращения: 02.03.2023).
9. История и теория fake news: как их производили со времен Древнего Рима и как отличить их от правды [Электронный ресурс] // НОЖ: Интеллектуальный журнал о культуре и обществе: [сайт]. – Режим доступа: https://knife.media/fake-news-history/ (дата обращения: 07.02.2023).
10. Капитонова А. А. Некоторые аспекты правового регулирования защиты информационной сферы от фейковых новостей // Инновационные тенденции развития российской науки. – 2019. – С. 75–77.
11. Ковалев А. А. Фейковые новости: очередное массовое помешательство или новая медиареальность // Контрапункт: журнал о политике и обществе. – 2017. – № 7. – С. 9.
12. Количество фейков в сети в 2022 году выросло в шесть раз [Электронный ресурс] // ТАСС: [сайт]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/16642301 (дата обращения: 07.03.2023).
13. Папа Римский сравнил фейковые новости со змеем-искусителем [Электронный ресурс] // BBC News: Русская служба: [сайт]. – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-42806939 (дата обращения: 07.03.2023).
14. Пономарев Н. Ф. Фейковые новости в контексте постправды // E-scio.ru. – 2019. – № 6. – С. 1–8.
15. Распопова С. С., Богдан Е. Н. Фейковые новости: Информационная мистификация. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2018. – 112 с.
16. Распопова С. С., Богдан Е. Н. Фейковые новости: природа происхождения // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – № 11 (407). – С. 48–53.
17. Рябченко Н. А., Малышева О. П. Трансформация социально-политической коммуникации: структурно-реляционный анализ феномена Fake News // Социальная инженерия: как социология меняет мир: материалы IX международной социологической Грушинской конференции (20-21 марта 2019 г., г. Москва). – М.: ВЦИОМ, 2019. – С. 46–52.
18. Спектор Л. А., Затуливетров Е. В. Ужесточение наказания за клевету в связи принятием закона о фейковых новостях // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 6–2. – С. 115–118.
19. Суходолов А. П., Бычкова А. М. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия // Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. – Т. 6, № 2. – С. 143–169.
20. Суходолов А. П. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. – 2017. – № 1. – С. 87–106.
21. Ушкин С. Г. Fake News и проблема доверия: социологическое измерение // Социальная инженерия: как социология меняет мир: материалы IX-я международной социологической Грушинской конференции (20-21 марта 2019 г., г. Москва). – М.: ВЦИОМ, 2019. – С. 53–57.
22. Фельдман П. Я. «Постправда» и «фейк-ньюз» в современном коммуникационном пространстве: перспективы политико-правового регулирования // Гражданин. Выборы. Власть. – 2019. – № 2. – С. 134–146.
23. Фейки бьют по бизнесу [Электронный ресурс] // Онлайн-газета ComNews.ru: [сайт]. – Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/224413/2023-02-13/2023-w07/feyki-byut-biznesu (дата обращения: 07.03.2023).
24. Шагалова Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка ХХI века. – М.: АСТ: Астрель, 2011 – 413 c.
25. Carvalho L. L. The Case Against Fake News Gatekeeping by Social Networks [Electronic resource] // SSRN: [website]. – 2017. – 1 Nov. – URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3060686 (date of the application: 07.03.2023).
26. Drexl J. Economic efficiency versus democracy: On the potential role of competition policy in regulating digital Markets in Times of post-truth politics [Electronic resource] // SSRN: [website]. – 2016. – 7 Dec. – URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2881191 (date of the application: 07.03.2023).
27. Edson C., Tandoc Jr., Lim Z., Ling R. «Fake News» // Digital Journalism. – 2018. –№ 6 (2). – S. 137–153.
28. Metaxa D., Torres-Echeverry N. Google's Role in Spreading Fake News and Misinformation [Electronic resource] // SSRN: [website]. – 2017. – 5 Nov. – URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3062984 (date of the application: 07.03.2023).
29. Pennycook G., Cannon T. D., Rand D. G. Prior exposure increases perceived accuracy of fake news //Journal of experimental psychology: general. – 2018. – Т. 147, № 12. – S. 63.
30. Schnellenbach J. On the Behavioural Political Economy of Regulating Fake News [Electronic resource] // SSRN: [website]. – 2017. – 20 Sep. – URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3038508 (date of the application: 01.03.2023).
31. Verstraete M., Bambauer D. E., Bambauer J. R. Identifying and countering fake news [Electronic resource] // SSRN: [website]. – 2017. – 3 Aug. – URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3007971 (date of the application: 01.03.2023).
32. Vosoughi S., Roy D., Aral S. The spread of true and false news online // Social Science. – 2018. – № 4. – S. 1146–1151.
Выходные данные статьи: Фионина А. С. Определение, источники и классификация термина «fake news» [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2023. – №6. – Режим доступа: https://journal.mrsu.ru/arts/opredelenie-istochniki-i-klassifikaciya-termina-fake-news