Опубликовано 16.06.2020 в 21:17
УДК: 316.346.2-055; 316.7
В статье на основе дискурс- и контент-анализа кинематографа исследуются герои эпохи и образы маскулинности в различные периоды развития российского общества. Выявлены социальные особенности героя и образы маскулинности, репрезентируемые в советском и постсоветском кинематографе. Делается вывод о трансформации образов маскулинности в исторической динамике.
WHO ARE THE HEROES OF THE ERA? IMAGES OF MASCULINITY IN RUSSIAN CINEMA: AN ANALYSIS OF SOVIET AND POST-SOVIET FILMS
The article, based on the discourse and content analysis of cinema, examines the heroes of the epoch and images of masculinity in various periods of Russian society development. Social features of the hero and images of masculinity represented in Soviet and post-Soviet cinema are revealed. The conclusion is made about the transformation of masculinity images in historical dynamics.
Библиографический список
Библиографический список
1. Айтказина Д. Социология кино // Богема. – 2016. – № 1. – С. 54–59.
2. Воробьева К. С. Социология кино в СССР: проблема посещаемости // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2020. – № 1. – С. 71–79.
3. Далеко ли до равенства: мужчины по-прежнему доминируют в кино. Отчет Центра изучения репрезентации женщин на телевидении и в кино [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/media/news/ 2735930/ (дата обращения 10.03.2020).
4. Евсеева Я. В. Социология кино и театра: история и современность. Введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. – 2017. – №. 2. – С. 6–20.
5. Жабский М. И. Социокультурная драма кинематографа: аналит. летопись 1969–2005 гг. – М.: Грани, 2009. – 336 с.
6. Жемчугова О. А. Эволюция героев массового кино США и СССР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-notabene.ru/ ca/article_20781.html. (дата обращения 10.03.2020).
7. Жиро Т. Кино и кинотехнологии // Экранная культура. Теоретические проблемы: сб. ст. – СПб.: СПбГУ, 2012. – С. 399–422.
8. Ким С. Г., Май М., Винтер Р. Кино, общество и социальная действительность: отношения социологии и кинематографии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/2009-02-018-may-m-vinter-r-kino-obschestvo-i-sotsialnaya-deystvitelnost-otnosheniya-sotsio-logii-i-kinematografii-mai-m-winter-r-kino (дата обращения 10.03.2020).
9. Ким С. Г., Тренц Х.-Й. Кино как символическая форма мирового сообщества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyber-leninka.ru/article/n/2006-02-019-trents-h-y-kino-kak-simvolicheskaya-forma-mirovo-go-soobschestva-trenz-h-j-das-kino-als-symbolische-form-von-weltgesellschaft (дата обращения 10.03.2020).
10. Ковалева Н. Б. Образ героя в представлениях подрастающего поколения в контексте проблемы становления их идентичности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – №3.– С. 317–321.
11. Коннелл Р. Маскулинности и глобализация // Введение в гендерные исследования. Хрестоматия. Ч. II / под ред. С. В. Жеребкина. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. – С. 851-879.
12. Корте Г. Введение в системный киноанализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://id.hse.ru/data/2019/11/12/1150913384Корте_ текст-оконч_сайт.pdf (дата обращения 10.03.2020).
13. Лубашова Н. И. Из истории социологии кино // Социологические исследования. – 2011. – № 4. – С. 147–149.
14. Мкртычева М. С. Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kino-kak-predmet-sotsiologicheskogo-izu-cheniya-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения 10.03.2020).
15. Сайкова Ю. А. Формирование классических представлений о герое // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2019. – № 2. – С. 338-343.
16. Сергеева О. В. Исследовательское поле визуальной социологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/ data/2010/09/03/1214990144/09_Sergeeva.pdf (дата обращения 10.03.2020).
17. Синицын А. Н. Три истории (феноменологические заметки о зрителе, кино и деньгах зрителя в кино) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2018. – № 18. – С. 28–33.
18. Социология и кино / под ред. М. И. Жабского. – М.: Канон, 2012. – 600 с.
19. Шахова И. А., Петраш М. А. Образ героя в представлениях амурчан // Амурский государственный университет. – 2019. – № 84. – С.66-71.
20. Шеремет А. Н. Социология кино для всех // Высшее образование в России. – 2019. – № 4. – С. 150–154.
Выходные данные статьи: Дадаева Т. М., Портнов П. С. Кто они герои эпохи? Или образы маскулинности в российском кинематографе (анализ советского и постсоветского кино) [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2020. – №9. – Режим доступа: https://journal.mrsu.ru/arts/kto-oni-geroi-epoxi-ili-obrazy-maskulinnosti-v-rossijskom-kinematografe-analiz-sovetskogo-i-postsovetskogo-kino